Неизве́стный Эрнст Иосифович (р. 1925), скульптор и график. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные внутреннего трагического напряжения станковые (циклы «Гигантомания», «Маски») и мемориальные произведения (надгробный памятник Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - «Дерево жизни». До 1976 жил в СССР, затем за границей. Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович - НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 1925), российский скульптор и график. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные внутреннего трагического напряжения станковые и мемориальные произведения (надгробный памятник Н. С. Хрущеву (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - «Древо жизни». До 1976 жил в СССР, затем - за границей.
* * *
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 1950-70-х гг., стал к концу 20 в. самым известным скульптором России.
Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946-47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947-54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве.
Индивидуальный стиль мастера
Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах «раненых людей», выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и бурного, темпераментного экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) . Наиболее характерные для него материалы - бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах - бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. В центре образов - человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): «Гигантомахия» (с 1958), «Образы Достоевского» (с 1963; в 1970 в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного), «Образы Данте» (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, «Древа жизни»; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент (см. ИНВАЙРОНМЕНТ), сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа (см. МЕБИУСА ЛИСТ), символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники.
Противостояние властям и эмиграция
Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы [памятник в честь дружбы народов (так называемый «Цветок Лотоса») на Асуанской плотине в Египте, 1971; декоративные рельефы: «Прометей» в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975, ныне Дом правительства Туркменистана)]. Но, как активный участник «катакомбной» (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, - хотя и в резком конфликте, - познакомился с Н. С. Хрущевым , когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления.
В 1976 эмигрировал из СССР. Ныне живет и работает преимущественно в США, близ Нью-Йорка; с 1989 постоянно приезжает на родину. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа (см. ГУЛАГ) -с гигантским бетонным «Ликом скорби» как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации .
Не раз выступал с теоретическими статьями и лекциями, развивая идею синтеза искусства и науки, а также «симбиоза Веры и Знания» как главной цели современного общества, и указывая, что человеческие тело и лицо, осмысляемые искусством, есть «иероглифы» пути к этой цели.
Музей «Древо жизни», посвященный творчеству Неизвестного, открыт в Уттерсберге (Швеция).